Региональные банки развития: функции, роль и кредитная политика
Региональные
банки развития созданы в 60-х гг.
в Азии (Азиатский
банк
развития, АзБР (Asian
Development Bank), Африке (Африканский
банк
развития, АфБР (African Development Bank), Латинской
Америке (Межамериканский
банк
развития, МаБР (Inter-American Development Bank) для
решения специфических проблем и расширения
сотрудничества развивающихя стран этих
регионов. Рассмотрим основные причины
их создания и суть деятельности каждого
банка:
Внутренние
причины
: 1. распад колониальной системы
и завоевание политической независимости
развивающимися странами, повышение их
роли в мировом развитии; 2. необходимость
решения региональных проблем, которые
не всегда учитываются Всемирным
банком
;
3. развитие регионального сотрудничества
и экономической интеграции развивающихся
стран.
В
числе внешних
факторов
: 1. перемещение основных потоков
иностранных частных инвестиций в развитые
страны, что вызывает необходимость привлечения
государственных и международных инвестиций;
2. политика «регионализма» развитых стран
(стремление содействовать объединению
развив, стран, находящихся в зоне их влияния).
1.
Азиатский Банк Развития (Asian
Development Bank
) АзБР
- региональный межгосударственный
банк по долгосрочному кредитованию проектов
развития в странах Азии и Тихоокеанского
бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира
в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства.
Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США,
Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада
(доля в пакете акций более 5%). Основные
заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия,
Бангладеш. Основные сферы финансирования:
транспорт и коммуникации, энергетические
проекты, сельское хозяйство и природные
ресурсы, финансы, социальная инфраструктура.
Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов
составляют около 6 млрд. долл. США, объемы
оказываемой технической помощи – около
180 млн. долл. США.
Общее руководство
АзБР осуществляют: Совет Губернаторов,
Совет Директоров, Президент, три
Вице-президента и руководители департаментов
и отделений.
Функции
АзБР
Стратегической
целью функционирования АзБР является
сокращение бедности в развивающихся
странах. АзБР также продолжает выполнение
программ по продвижению экономического
роста, развитию человеческих ресурсов,
изменению социального статуса женщин
и защите окружающей среды. Прочие цели,
такие как реформирование законодательства
и политики, региональное сотрудничество,
развитие частного сектора и социальной
сферы также в большой степени содействуют
достижению основной стратегической цели.
Членство в
АзБР открыто для членов и ассоциированных
членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии
ООН по экономическим и социальным проблемам,
а для других стран региона и развитых
стран из других регионов - членов ООН
или одного из ее специализированных агентств.
15 развитых стран из других регионов включают
США, Канаду, Великобританию и западноевропейские
страны.
Кредитная политика АзБР
Согласно Уставу АзБР, предоставляемые займы, вложения в акционерный капитал и предоставление гарантий не должны превышать размера выкупленных и подлежащих выкупу акций плюс обычный размер резерва и излишков. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран - членов АзБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций. Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АзБР. Специальные средства АзБР составляют окно «льготных ссуд» по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов.АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам. АзБР предоставляет займы после проведения тщательного анализа всех условий. Это позволяет:
1. Поддерживать соответствующий чистый доход, сохранять ликвидность и резервы банка; 2. Проводить мониторинг кредитоспособности заемщиков; 3. Предъявлять к заемщикам требования подтверждать экономическую, финансовую и техническую жизнеспособность проектов, для выполнения которых необходимы займы АзБР.
АзБР обеспечивает займами проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
-экономическая жизнеспособность, техническая выполнимость и финансовая прочность;
- влияние реализации проекта на дальнейшее развитие страны;
- влияние на устранение «узких мест» в экономике;
- способность страны-заемщика обслуживать дополнительный внешний долг;
- внедрение новых технологий для повышения производительности;
- создание дополнительных рабочих мест;
- укрепление общества относительно критерия высокого уровня управления;
- включение в проекты АзБР разработок в сфере окружающей среды и социальной сферы;
- выполнение требований Положения об операциях АзБР 2002.
Роль в мировой экономике АзБР
В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи. Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения и низкой вероятностью возврата долга.В 1992 году при поддержке АзБР шесть стран вступили в программу субрегионального экономического сотрудничества Субрегион Большой Меконг (СБМ), созданную для усиления экономических взаимоотношений между странами. В состав СБМ входят: Камбоджа, Лаосская Народная Демократическая Республика, Мьянма, Таиланд, Вьетнам и Китай. Программа внесла вклад в развитие инфраструктуры, обеспечение развития и совместного использования ресурсной базы и содействие свободному перемещению товарных потоков и людей в субрегионе.
Программа, которая получала название Южно-Азиатское Субрегиональное Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС), помогает превратить проблемы в возможности в одной из самых бедных и плотно населенных областей мира.
Кроме того, имеют место стратегии развития для регионов «Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ), Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней – Индонезия – Малайзия – Филиппины» (ОРВА – БИМФ), Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК)
Созданный по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего, для борьбы с бедностью АзБР стремится вывести одним из самых бедных регионов мира в одного из лидеров экономического роста благодаря уникальным природным ресурсам.2. Межамериканский банк развития (МАБР) – крупнейший региональный многосторонний институт развития в Латинской Америке. Вместе с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком он входит в тройку наиболее крупных финансово-кредитных организаций мира. Банк был учрежден в 1959 г. со штаб-квартирой в Вашингтоне. На сегодняшний день МАБР насчитывает 47 стран-участниц, 26 из которых страны латиноамериканского региона, имеющие право на получение его кредитов и других услуг. Другие 21 страна-член являются донорами и не могут быть заемщиками. Высшим органом МАБР является Совет управляющих, в котором каждый участник МАБР имеет собственного представителя.
Функции МАБР
Приоритетными направлениями деятельности Банка являются: содействие экономическому развитию стран-участниц, включающее средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и социальной сфере, стимулирование региональной экономической интеграции и сотрудничества, привлечение частных инвестиций, содействие реформированию государственных институтов, сотрудничество в деле рационального использования ресурсов, развитие транспорта и коммуникаций, здравоохранение, наука и образование, борьба с бедностью и загрязнением окружающей среды.
МАБР располагает различными категориями финансовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных. Собственные средства состоят из основного капитала, Фонда специальных операций (ФСО) и различных доверительных фондов, которые создаются странами-донорами и передаются Банку в трастовое управление. Средства этих фондов идут в основном на финансирование затрат латиноамериканских стран по оплате научно-технической помощи, консалтинговых услуг, осуществление прединвестиционных исследований, а также программ и проектов по поддержке малых предприятий, модернизации систем образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Кредитная политика МАБР
Фонд специальных операций (ФСО) был создан в 1960 году для предоставления займов наименее развитым странам региона с более низкими процентными ставками (1-4% годовых - в зависимости от уровня развития страны-реципиента, характера проекта и других условий), более длительным сроком погашения займов (до 40 лет), а также для финансирования специальных проектов. Его акционерный капитал составляет 16 млрд. долл. США. ФСО обладает самостоятельным балансом. Привлеченные средства МАБР формируются за счет заимствований на международных рынках капитала.
Основными направлениями распределения кредитного портфеля МАБР в 2007 г. стали: повышение конкурентоспособности и развитие инфраструктуры стран Латинской Америки (63,2%), в том числе в сфере энергетики (14,8%), транспорта и связи (23,1%); социальное развитие (32,2%), включая модернизацию городского хозяйства (6,4%), здравоохранение и образование (7,1%), улучшение санитарных условий (4,9%); реформирование и модернизация государственного сектора (4,5%), основная часть средств которых пришлась на финансовый сектор (2,1%).
В 2007 году МАБР принял решение о полном списании задолженности Боливии, Гайаны, Гаити, Гондураса и Никарагуа Фонду специальных операций на общую сумму 4,4 млрд. долл. США. Сэкономленные за счет выплат по этим кредитам средства страны-должники обязались использовать на развитие образования, здравоохранения и другие социальные программы.
Роль в мировой экономике МАБР
В рамках МАБР функционируют два автономных учреждения - Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ) . МАБР, МАИК и МИФ вместе образуют Группу МАБР. Задача МАИК – поддержка развития малых и средних предприятий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна посредством привлечения инвестиций, предоставления средне- и долгосрочных займов и поощрения инноваций. МИФ играет ключевую роль в усилиях МАБР по сокращению бедности, содействию экономическому росту путем развития частного сектора, повышения его конкурентоспособности и предоставления ему технической помощи. Целью инвестиционных программ МИФ является принятие на себя определенных рыночных рисков, финансирование инновационных и пилотных проектов.
3. Африканский банк развития (African Development Bank) АБР основан в 1964 году как межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные причины создания этого регионального финансового института это распад колониальной системы на африканском континенте. Бывшие станы-метрополии, прежде всего Франция и Германия, стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику. Благодаря членству в АБР нерегиональные члены-акционеры имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов АБР. Таким образом, развитые страны-члены банка стимулируют свой товарный экспорт в страны Африки. Все страны Африки – региональные члены Банка, это страны - получатели инвестиций. К ним относятся Нигерия, Алжир, Ливия, Марокко, ЮАР, Египет и Заир. В торую группу участников составляют нерегиональные члены - США, Япония, ФРГ, Франция, Канада, Великобритания, Италия.
Функции АБР
Основными функциями АБР являются:
- содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;
- финансирование инвестиционных программ и проектов;
- содействие государственным и частным инвестициям;
- организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;
- оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.
Кредитная политика АБР
Источники финансирования АБР включают: акционерный капитал Банка, формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Банка подразделяются на Обычные ресурсы и Специальные фонды.
Обычные ресурсы включают: 1) подписные доли уставного капитала, 2) средства, получаемые в счет платежей по займам АБР; 3) средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; 4) доходы, извлекаемые из займов, предоставляемых Банком. Расширение ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. В соответствии с Уставом АФБР все региональные страны-члены в принципе в равной мере располагают возможностью предоставления им кредитов Банка на цели развития. Однако, учитывая различные уровни экономического развития.
Банк выделил группу наиболее бедных стран как основной объект финансирования на льготных условиях из ресурсов Банка, Африканского фонда развития и Доверительного фонда Нигерии.
и т.д.................
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Определение понятия "банковская система", ее место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности коммерческого банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе и их роль в современной экономике.
реферат , добавлен 04.10.2012
Появление и основные этапы развития банков. Виды банковских систем. Иерархичность построения банковской системы. Ассоциации коммерческих банков. Функции центрального банка. Особенности банка как коммерческого предприятия. Операции банков.
курсовая работа , добавлен 02.06.2007
Определение понятия "банк", его место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе государства. Роль банковских организаций в современной экономике.
контрольная работа , добавлен 04.08.2011
Функции и роль банков как элемента банковской системы. Основные операции банков, их место и значение в условиях рыночной экономики. Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе Российской Федерации. Характеристика стратегии выхода из кризиса.
курсовая работа , добавлен 28.07.2015
Возникновение и развитие банков, их сущность. Функции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Виды банковских операций и услуг. Понятие банковской системы. Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему.
курсовая работа , добавлен 01.12.2014
Открытая и скрытая концентрация банков. Пассивные, активные и комиссионные операции банков. Иерархическая структура банковской системы. Функции ЦБ РФ и кредитных банков. Сущность банка. Особенности развития банковской системы России.
курсовая работа , добавлен 26.03.2007
Виды, функции, операции, коммерческих банков. Проблема их ликвидности. Финансовая поддержка экспорта как важное направление кредитования. Динамика срочных депозитов населения. Банковская деятельность в Беларуси и ее регулирование на современном этапе.
курсовая работа , добавлен 25.04.2015
Несмотря на то что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:
- хранилище денег;
- учреждение, организация;
- орган экономического управления;
- агент биржи;
- кредитное предприятие.
В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк — это:
- система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);
- кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».
В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее: «Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».
Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:
во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т.е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;
во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;
в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;
в-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной системы.
Банки как финансовые посредники, принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.
Таким образом, можно выделить следующие функции банка:
- аккумуляции денежных средств;
- трансформации ресурсов;
- регулирования денежного оборота.
Целыо банков при обслуживании заемщиков и вкладчиков является получение прибыли, и в этом качестве они схожи с любой коммерческой организацией. Чем больше денег банки могут ссудить, тем больше прибыли они получат. Однако банк не может ссужать все средства, получаемые по вкладам, так как он обязан удерживать достаточно средств в ликвидной форме, чтобы иметь возможность выполнять требования вкладчиков по выплатам. Именно здесь кроется дилемма банкира: чем более ликвидна форма, в которой хранятся средства, тем меньше норма дохода. Хранение наличных денег, например, т.е. самая ликвидная форма активов, не приносит банку прибыли.
Следовательно, банк должен соблюдать определенные пропорции в балансе между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, при котором можно безопасно работать. До некоторой степени эту задачу облегчают официальные органы контроля, и тем не менее у банков остаются достаточные возможности для работы. Конфликт требований прибыльности и ликвидности может рассматриваться как прямой результат столкновения интересов двух групп, даюших банку его финансовые ресурсы: акционеров и вкладчиков. Акционеры совместно владеют банковским имуществом и заинтересованы в получении дохода на вложенный капитал. Вкладчики обеспечивают основную массу фондов, используемых банком, и требуют безопасности и возможности снятия своих денег с вкладных счетов без уведомления. Хороший банк должен уметь примирять интересы этих групп, в противном случае он потеряет либо вкладчиков, либо акционеров.
Роль банков состоит в обеспечении концентрации свободных капиталов и ресурсов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства, в упорядочении и рационализации денежного обращения.
Виды и формы банков
Банковская система как единство постоянно развивающихся и взаимодействующих финансово-кредитных институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом:
- по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция), иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария);
- по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответствен ностью;
- по функциональному назначению — эмиссионные (выпуск денег в обращение), депозитные банки — прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством;
- по характеру выполняемых операций банки делятся на уни версальные и специализированные. Если универсальные банки больше характерны для Европы (снижение риска), то для США — специализированные, так как считается, что специализация повышает уровень обслуживания клиентов, снижает себестоимость банковских операций;
- по числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные;
- по сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,
- по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.
Отдельно выделяются банки специального назначения , которые выполняют операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, финансируют государственные программы.
К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков.
Банки являются центром финансовой системы.
Банк — особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.
Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и в платежах. В результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий процент.
Работая в сфере обмена, банк осуществляет регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах.
Основные функции банков:
- привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;
- стимулирование накоплений в народном хозяйстве;
- посредничество в кредите;
- посредничество в платежах;
- создание кредитных средств обращения;
- посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);
- предоставление консультационных, информационных и др. услуг.
Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.
Стимулирующая политика предполагает:
- установление привлекательных процентных ставок по вкладам;
- высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;
- достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;
- разнообразие депозитных услуг.
Посредничество в кредите — важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции является главным источником доходов банка.
Посредничество в платежах — изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.
Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора .
Понимание этого процесса требует наличия представления об основных видах банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные, что находит отражение в балансе банка.
По пассиву банки отражают привлечение средств — образование депозитов, а по активу — их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования, например, в ценные бумаги.
Все средства, мобилизованные банками на финансовом рынке представляют собой его ресурсы, та их часть, которая может быть использована для проведения активных операций называется свободный резерв (или кредитный ресурс).
Таким образом, деятельность банков имеет чрезвычайно важное общественное значение. Банки организуют денежно — кредитный процесс и эмитируют денежные знаки.
Конкретным результатом банковской деятельности является банковский продукт.
Банковский продукт — это особые услуги, оказываемые банком клиентам, и эмитируемые им наличные и безналичные платежные средства. Специфика банковского продукта состоит в его нематериальном содержании и ограниченности сферой денежного обращения.
Типы банков
Следует выделить следующие основные типы банков: эмиссионные банки, коммерческие банки (специализированные банки, учетные и депозитные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, кооперативные банки, коммунальные банки). В подавляющем большинстве стран эмиссионный банк — это центральный банк страны.
В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков:
К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие «коммерческие банки». Главным их отличием от центральных являются права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа: универсальные и специальные банки.
Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т. п.
Специальный банк , напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.
Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И, наоборот, в странах с доминированием специальных банков, особенно в последние годы, все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и с оговоркой Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США — это банковские холдинги . Аналогичные примеры существуют и в других странах. Например, банковская система в Гонконге имеет три уровня, которые состоят из трех типов банковских учреждений, а именно: лицензированные банки, банки с ограниченной лицензией и изымающие вклады компании , которые уполномочены принимать вклады от населения.
Третий тип банковских учреждений по изъятию вкладов функционирует с различными ограничениями. Только лицензированные банки и банки с ограниченной лицензией могут называться банками.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Прилуцкая Марина Николаевна
студент 4 курса, кафедра финансов, кредита и налогообложения КГУ, РФ, г. Курск
Артемов Владимир Александрович
канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой финансов, кредита и налогообложения КГУ, РФ, г. Курск
В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» говорится о том, что территориальное распределение банковских услуг в Российской Федерации продолжает носить неоднородный характер. В некоторых регионах предложение банковских услуг существенно отстает от спроса. Кроме того, продвижение банковских услуг в регионы в ряде случаев требует дополнительной капитализации кредитных организаций.
В результате в Российской Федерации есть группы населения и предпринимателей, у которых возможности получения банковских продуктов и услуг, в том числе привлечения банковских кредитов, существенно ограничены. В основном это население сельских и отдаленных регионов, малообеспеченные слои населения и мелкий бизнес. Такое обстоятельство сдерживает развитие малого и индивидуального предпринимательства в регионах Российской Федерации и тормозит сглаживание региональных диспропорций, в том числе в уровне жизни населения .
Решению данной проблемы может помочь развитие региональных банков, роль которых в развитии финансово-кредитной системе отдельно взятого региона невозможно переоценить - именно им принадлежит ключевая роль в аккумулировании финансовых ресурсов.
Для характеристики регионального банка для начала определим, что является критерием для выделения данного понятия. В России отсутствует законодательно принятое определение «региональный банк». Традиционно при проведении исследований к ним относят кредитные организации, зарегистрированные на территории субъекта РФ. При этом руководствуются тем, что статистическая информация в региональном разрезе собирается по субъектам Федерации. В зарубежной практике региональными считаются те кредитные организации, деятельность которых ограничена определенной территорией (штатом, землей, областью).
В отечественной науке рассматриваются различные признаки отнесения банка к группе региональных. С точки зрения некоторых авторов, региональный банк создается и функционирует в регионе и не распространяет своего влияния на Москву и Московский регион. Однако под такую характеристику попадают и государственные, и крупные федеральные, и дочерние иностранные банки.
Ряд рейтинговых агентств, выделяя региональные банки в отдельную группу, исходит из различных показателей деятельности: величины собственного капитала, уровня капитализации, объема валюты баланса и т. д. По нашему мнению, такой признак не может служить сущностной характеристикой, он отражает лишь количественные результаты деятельности российской банковской системы.
Существуют и другие критерии, например, контрольный пакет акций банка у местных властей, что предопределяет сферу деятельности регионального банка, его роль и специфику. На наш взгляд, и этот признак регионального банка не является определяющим, поскольку участие органов государственной власти муниципального образования или субъекта Российской Федерации может осуществляться и в банках других регионов или столичных банках, которые не имеют отношения к экономике конкретного региона.
Таким образом существует много подходов, однако каждый из них неоднозначный и потому спорный. По нашему мнению, необходимы дополнительные характеристики регионального банка, позволяющие выделить его из прочих кредитных организаций, функционирующих на региональном рынке:
· корни формирования собственного капитала банка находятся в регионе;
· пассивы формируются в основном за счет средств населения и юридических лиц региона;
· банковские услуги реализуются на рынке региона;
· независимость от финансовых ресурсов банков других регионов.
Итак, сформулируем определение регионального банка - это организация, осуществляющая специализированные финансово-посреднические операции на территории региона с целью развития его экономики и зависящая от финансового состояния юридических и физических лиц данного региона .
Рассмотрим некоторые проблемы региональных банков в России.
На наш взгляд, одной из угроз их деятельности является постоянно ужесточающиеся требования по минимальному размеру капитала. Этот процесс начался с требования повышения капитала до 90 млн. руб. С 1 января 2010 года, с 1 января 2012 года - не ниже 180 млн. рублей и, наконец, с 1 января 2015 года - не менее 300 млн. рублей. Правительство и Центральный банк рассмотрят возможность новых требований к размеру капитала кредитных организаций на уровне 250-500 млн. руб. Цель повышения - укрепление банковской системы, пресечение использования банковской лицензии для проведения сомнительных операций. Но позволит ли это решить указанные проблемы и какие минусы в результате можно получить?
По данным Центробанка, в настоящее время на рынке работает 314 банков с капиталом менее 300 млн. рублей, около трети всех этих банков - региональные банки. Возможно, этим банкам удастся повысить свой капитал и остаться универсальными, но также не исключено, что в дальнейшем требования к капиталу повысятся до 1 млрд. рублей.
Эксперты опасаются, такое сильное повышение требований к минимальному капиталу приведет к уходу с рынка небольших региональных банков, играющие важную роль.
По словам директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаила Сухова, в ноябре 2012 года до уровня 300 млн. рублей не дотягивали 319 банков, им для докапитализации требовалось порядка 33 млрд. рублей.
В январе 2012 года в России насчитывалось лишь 299 банков с капиталом более 1 млрд. рублей, то есть лишь 30,6 % от их общего количества. В марте 2012 года их стало уже 309. Что касается вновь создаваемых банков, то размер капитала для них с 2012 году установлен на уровне 300 млн. рублей, а с 2015 года этому требованию должны соответствовать все российские банки .
Такие изменения уже дают свои плоды. Так, В 2014 году количество действующих региональных кредитных организаций сократилось на 40 - до 915 (по состоянию на 01.02.2014). Как видно из таблицы 1, тенденция к сокращению кредитных организаций наблюдается за весь рассматриваемый период. С 2010 по 2014 годы число кредитных организаций в регионах сократилось на 10,5 % с 1023 - до 915 соответственно, т. е. более 100 банков закрылись всего за 5 лет .
Что касается распределения банков по регионам, то наибольшая доля банков приходится на Центральный федеральный округ - 59,3 % на 01.02.2014. причем из года в год доля данного региона лишь возрастает. В то время как доля кредитных организаций в других регионах незначительна и в большинстве регионов сокращается из года в год. Так, Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период. Данное обстоятельство свидетельствует о неравномерном развитии региональной банковской системы.
Таблица 1.
Распределение банковских организаций по регионам России
Федеральный округ |
||||||||||
число банков |
число банков |
число банков |
число банков |
число банков |
||||||
Центральный В т.ч. Москва и Московская область |
||||||||||
Северо-западный |
||||||||||
Северо-кавказский |
||||||||||
Приволжский |
||||||||||
Уральский |
||||||||||
Сибирский |
||||||||||
Дальневосточный |
||||||||||
Российская Федерация |
Обратимся к анализу зарубежного опыта. В России отношение активов банковского сектора к ВВП составляет 76 %, тогда как, например, в Евросоюзе - около 300 %. Совокупный капитал российских банков составляет около 10 % ВВП, а в Бразилии, Австрии - более 30 %. Действительно, капитализация российского банковского сектора еще достаточно низкая, однако в других странах банки наращивали свои капиталы столетиями .
Рисунок 1. Количество банков в ряде стран
При этом в России на долю первых 20 банков приходится 70 % активов. Высокая рыночная доля крупных банков характерна большинстве многих других стран, но в большинстве из них конкуренция не повышается путем административного сокращения участников рынка. Об этом свидетельствует большое количество кредитных институтов в этих странах. Так, в США - 15 802 банков, в Германии - 1929, в Италии - 778 (рис. 1).
Для России, на наш взгляд, проблема заключается не в количестве банков, а в их качестве. То, что банк крупный или малый, это не равнозначно «качественный» или «некачественный». Концентрация и централизация капитала, укрепление и возможное сокращение количества кредитных организаций - процесс неизбежный, конкуренция в банковском секторе со временем только усилится. Но этот процесс должен идти по экономическим законам, а не с помощью административных мер.
Уход с рынка региональных кредитных организаций сократит потенциал расширения банковских продуктов и услуг в регионах и не послужит повышению устойчивости банковского сектора.
А ведь преимущества небольших региональных банков - лучшее знание и понимание потребностей региона, налаженные контакты с региональными и муниципальными организациями, возможность усилить свое присутствие на рынке среднего и малого бизнеса .
Таким образом, основным принципом модернизации банковской системы должно быть не административное приведение капитала банков к каким-то количественным критериям, а повышение их финансовой устойчивости. Сохранение всех подтверждающих свою финансовую состоятельность банков, занимающих определенный рыночный сегмент, обеспечит конкуренцию на финансовом рынке, повысит доступность и качество предоставляемых банковских услуг, будет способствовать повышению эффективности экономики.
Список литературы:
1. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы / Г.Н. Белоглазова // Банковское дело. М., - 2011. - № 2. - с. 28-31.
2. Войлунов А.А. Перспективы развития региональных кредитных организаций / А.А. Войлунов // Деньги и кредит. М., - 2012. - № 11. - с. 12-16.
3. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Региональный раздел. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/regions/ (дата обращения 27.02.2014).
4. Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rbc.ru (дата обращения 27.02.2014).
5. Рыкова И.Н. Сущность, виды и основные функции региональных банков / И.Н. Рыкова, Е.В. Андреянова // Банковское дело. М.: - 2011. - № 6. - с. 26-29.
6. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 27.02.2014).
Как защищают российские деньги от подделки Рассмотрим деньги поближе защита от подделок презентация
Бухучет инфо Справочник ответственные лица в 1с 8
Федеральные единичные расценки в строительстве
3 ндфл с аренды автомобиля
Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу Как рассчитать авансовый платеж на землю