Финансирование учреждений здравоохранения из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (омс) Порядок финансирования расходов лпу из средств территориального фонда. Финансирование системы обязательного медицинского страхования Ф

  • Дата: 13.12.2023

Многие граждане РФ знают, что имеют полное право совершенно бесплатно лечиться в государственных и муниципальных больницах и клиниках при условии предъявления полиса ОМС. Однако не каждый понимает, откуда берутся деньги на финансовое обеспечение медицинского страхования. И если с работающим населением все понятно – основной источник предоставления им безвозмездных медуслуг – это уплачиваемые их работодателями страховые взносы, то как дело обстоит с нетрудящимися гражданами? Ответы на все вопросы – далее в нашем материале.

Законодательное закрепление

Основной нормативно-правовой акт, который регулирует финансирование ОМС – это 326-ФЗ от 29. 11. 2010 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326), а именно Глава 5.

Частные положения содержатся в следующих НПА:

  • Глава 34 НК РФ (о порядке, сроках уплаты, размерах перечислений на ОМС за работающих граждан, в том числе, по пониженным тарифам для некоторых категорий плательщиков);
  • ФЗ № 354 от 30. 11. 2011 года “О размере…” (о том, как рассчитывается тариф страхового платежа на медицинское страхование за неработающих граждан);
  • Приказ Минздрава № 182н от 30. 04. 2013 года “Об утверждении…” (о форме справки, который предоставляют страхователи ежеквартально о начисленных и уплаченных страховых взносах за неработающих граждан);
  • Приказ ФФОМС № 229 от 1. 12. 2010 года “Об утверждении…” (об унифицированной форме акта, который составляется должностными лицами ФФОМС или территориальных фондов при нарушении законодательства РФ в части финансового обеспечения обязательного медицинского страхования);
  • Приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 1229н от 30. 12. 2010 года “Об утверждении…” (о порядке расходования средств нормированного страхового запаса, предусмотренного в составе расходов бюджета ФФОМС);
  • иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты о финансовом обеспечении ОМС.

Источники финансирования

Ни для кого не секрет, что медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения зачастую испытывают недостаток в финансировании. Это напрямую сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Вокруг много критики, некоторые считают такие медицинские организации плохим наследием советских времен. При этом мало кто задумывается о причинах плачевного состояния государственной и муниципальной медицины. Между тем, «бомба замедленного действия» заложена в самой системе их финансирования.

Как используются деньги на оказание медицинской помощи по ОМС

В большинстве своем государственные и муниципальные поликлиники и больницы оказывают медицинскую помощь населению бесплатно, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), являющегося основной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи . Таким образом, основной доход эти медицинские организации получают из средств ОМС, которые перечисляются им медицинскими страховыми организациями или непосредственно ТФОМС на основании соответствующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и по ценам на медицинские услуги, утвержденным тарифным соглашением в соответствующем субъекте РФ. И дело даже не в том, что тарифы на большую часть медицинских услуг по ОМС гораздо ниже средней рыночной стоимости аналогичных платных медицинских услуг, а в том, что полученные в рамках ОМС денежные средства медицинская организация (относящаяся как к государственной/муниципальной , так и к частной системе здравоохранения ) может потратить только определенным образом, поскольку эти денежные средства являются целевыми (согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.2009 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС).

Структура тарифа, определяющая целевое использование, предусмотрена п. 7 ст. 35 закона об ОМС, п. 157 Правил ОМС, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 года № 158н, и включает в себя:

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

При этом базовая программа ОМС не предусматривает дополнительные элементы структуры тарифа по сравнению с установленной законом об ОМС (такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 35 закона), а субъекты РФ не торопятся в территориальных программах дополнять структуру тарифа (такая возможность предусмотрена п.п. 5, 6 ст. 36 закона об ОМС).

Разумность ограничений по использованию средств из ОМС

Вы полагаете, что действующие ограничения по целевому использованию средств из ОМС логичны и разумны, потому как в противном случае есть риск того, что полученные деньги будут расходоваться на что угодно, кроме медицины?

Анализ действующих ограничений по использованию ОМС-х денежных средств дает основание предполагать, что как раз на развитие медицинской организации (и, соответственно, медицины в целом) эти денежные средства из ОМС использовать вряд ли получится. На поддержание медицинской организации «на плаву» – может быть, получится.

Медицине для развития необходимо использовать новейшие технологии, современное оборудование.

При этом на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) медицинская организация по полученным в рамках ОМС денежным средствам вправе потратить только до 100 000 руб. за каждую единицу. И ни рубля больше. Превышение этого ограничения расценивается как нецелевое использование средств ОМС, что влечет обязанность медицинской организации возвратить в бюджет территориального фонда потраченные денежные средства в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС (ТФОМС) соответствующего требования, а также уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (п. 9 ст. 39 закона об ОМС).

Причем возврату в бюджет ТФОМС подлежит не сумма превышения установленного ограничения, а вся сумма, потраченная на приобретение основного средства. Например, если медицинская организация в нарушение установленного лимита закупила медицинское оборудование стоимостью 105 000 руб. за единицу, то по требованию ТФОМС она должна вернуть не 5 000 руб., а все 105 000 руб. (в подтверждение такой позиции Определение ВС РФ №301-КГ17-9179 от 26.07.2017 года по делу А29-2185/2016).

Вот еще некоторые примеры из судебной практики:

  • медицинская организация, оказывающая скорую медицинскую помощь , была не вправе использовать средства ОМС на покупку автомобиля скорой помощи (стоимость свыше 100 тыс. рублей!) и на погашение задолженности за приобретенный автомобиль скорой помощи по исполнительному листу (Определение ВС РФ от 07.12.2016 года №301-ЭС16-12338).
  • медицинская организация на средства ОМС приобрела терминал для выбора услуг и печати талонов стоимостью 105 078,43 руб. и фасадную вывеску стоимостью 129 800 рублей и вынуждена была вернуть потраченные деньги и оплатить штраф и пени (Определение ВС РФ от 27.04.2017 года №307-КГ16-17712 по делу А21-9950/2015).

Сколько стоит современное медицинское оборудование и что из основных средств вообще стоит меньше 100 000 рублей? Получается абсурдная ситуация: например, у медицинской организации (неважно, государственно или частной ) есть потребность в модернизации медицинского или иного оборудования, есть ОМС-ные деньги, но приобрести на них что-то стоящее вряд ли получится.

В итоге, медицинским организациям в системе ОМС приходится придумывать, как потратить полученные деньги так, чтобы впоследствии не пришлось их возвращать в связи с нецелевым использованием и не стать должником по требованию ТФОМС: приобретаются мелочи вроде кофеварок, чайников, утюгов, холодильников и т.п. вещей, которые стоят за 1 ед. меньше 100 тыс. руб. При этом их можно купить в большом количестве с превышением суммы в 100 тыс. руб., не нарушая требований о целевом использовании средств ОМС (Определение ВС РФ от 15.05.2015 года №303-КГ15-4262 по делу №Ф03-206/2015).

Медицине для развития необходимы помещения и здания:

  • в которых можно разместить современное оборудование (как инженерное, так и медицинское);
  • соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые должны учитываться уже на этапе проектирования.

Наличие помещений (зданий), медицинского оборудования и иных медицинских изделий являются составной частью лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности. Однако затраты на строительство новых объектов медицинской организации, на реконструкцию и даже капитальный ремонт не могут быть оплачены из средств ОМС, потому как они не предусмотрены в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС.

Как указал суд в Постановлении от 11.09.2015 года по делу № Ф03-3648/2015: «из буквального содержания указанных нормоположений, в том числе Правил медицинского страхования, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования ». Верховный суд РФ поддержал эту позицию (Определение от 18.01.2016 года)

Для работы на современном оборудовании с использованием новейших технологий нужен квалифицированный обученный персонал. Для такого персонала необходимо обеспечить достойный уровень зарплат и выплат стимулирующего характера. Разумно предположить, что руководству медицинской организации лучше знать, какому врачу и в каком размере целесообразно осуществлять денежные выплаты, в том числе, стимулирующего характера. Однако и в этом аспекте есть нюансы, если указанные выплаты осуществляются за счет поступлений денежных средств по ОМС.

Во-первых, Правила ОМС устанавливают, что денежные выплаты из средств ОМС должны предназначаться тому персоналу, которое принимало непосредственное участие в оказании медицинской помощи по ОМС. Это означает, что средства ОМС запрещено использовать на зарплаты и выплаты стимулирующего характера врачей, которые, например:

  • оказывают населению платную медицинскую помощь (Определение ВС РФ №301-КГ15-1980 от 31.03.2015 года по делу А43-1988/2014);
  • осуществляют медицинскую деятельность, не предусмотренную территориальной программой ОМС, к примеру, по освидетельствованию на состояние опьянения (Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 14.12.2015 года по делу А21-10229/2014).

Во-вторых, при осуществлении выплат стимулирующего характера должны учитываться нормы действующей системы оплаты труда, в т.ч. локальных актов организации. Так, например, ТФОМС при проверке медицинской организации были выявлены факты завышения зарплат, отсутствия снижения надбавки по основанию наличия в отделении внутрибольничного инфицирования, выплаты премии в отношении сотрудника, который имел дисциплинарное взыскание. Доводы медицинской организации об отсутствии причинно-следственной связи между действиями работников, связанными с выполнением ими должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции, суд посчитал необоснованными, сославшись на требования действующего локального акта – Положения о выплатах стимулирующего характера и об оплате труда (Определение ВС РФ от 11.04.2018 года №304-КГ18-3011 по делу А81-3252/2016). Кроме того, в рамках указанного судебного спора суд признал обоснованной позицию ТФОМС о нецелевом использовании денежных средств ОМС, потраченных медицинской организацией на обучение по программе профессиональной подготовки (специализации) в отношении медицинской услуги, которая не предусмотрена территориальной программой ОМС.

В-третьих, даже если коллективным договором предусмотрены льготы и преимущества для работников-врачей, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами (ст. 43 ТК РФ), такие выплаты за счет средств ОМС признаются нецелевым использованием. Например, по результатам проверки медицинской организации ТФОМС установил, что работникам медучреждения представлялся краткосрочный отпуск с сохранением среднего заработка в связи с бракосочетанием, смерти родственников и т.п. (в соответствии с действующим коллективным договором). При этом работникам были выплачены из средств ОМС денежные средства на общую сумму 54 131 руб. ТФОМС отнес такие выплаты к выплатам стимулирующего характера и посчитал, что они не соответствуют целям, установленным Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания населению. Суд поддержал позицию ТФОМС (Определение ВС РФ от 13.12.2017 года по делу А55-16801/2016).

Стоит упомянуть, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы на приобретение продуктов питания, организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). При этом ФОМС считает, что приобретенные за счет средств ОМС продукты питания могут использоваться только для организации питания пациентов по ОМС. Например, в ходе одной из проверок ТФОМС выявил, что медицинская организация на средства ОМС закупила мясо для организации питания пациентов, которым оказывались платные медицинские услуги. Такое расходование средств ОМС ТФОМС посчитал нецелевым. И суд согласился с таким выводом (Определение ВС РФ №309-ЭС17-9175 от 31.07.2017 года по делу А60-27646/2016).

Вывод: действующая система целевого использования средств ОМС тем более не привлекательна для медицинских организаций частной системы здравоохранения (коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли). Как результат, в сфере ОМС присутствует недостаточное формирование конкуренции , что в свою очередь негативно сказывается на доступности качественной медицинской помощи по ОМС. Представляется, что давно назрела необходимость исключить ряд ограничений по целевому использованию денежных средств ОМС , а в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения – вообще исключить такие ограничения: ведь речь идет не о субсидиях или дотациях из бюджета, а оплаты за оказанную медицинскую помощь.

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).

Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Добровольное медицинское страхование предназначено для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).

В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.

Тарифы медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.

Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Список использованной литературы

1. Закон « О медицинском страховании граждан в РФ».

2. Бородин А.Ф. О медицинском страховании//Финансы.-1996.- № 12.

3. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования//Здравоохрание РФ.-2000.- №4.

4. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России//Российский медицинский журнал.-1996.-№ 1.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования//Аналитический обзор.-2001 г.

6. Г.В.Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование– М.1998

7. Журнал «Эксперт». – 2001.- №9.

8. Журнал «Страховое дело». -2001.- №4.

18491 0

ОМС призвано обеспечить всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС, как составной части Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В системе ОМС объект страхования — страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При этом страховой риск — это предполагаемое, возможное событие, а страховой случай — уже совершившееся событие, предусмотренное договором страхования (заболевание, травма, беременность, роды).

Участники (субъекты) ОМС — это гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) (рис. 8.1). Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования.


Рис. 8.1. Субъекты обязательного медицинского страхования


Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления; для работающего населения — организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор обязательного медицинского страхования или который самостоятельно заключил такой договор, получает страховой медицинский полис, имеющий одинаковую силу на всей территории РФ.

Граждане Российской Федерации в системе ОМС имеют право на:
. выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача;
. получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
. получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
. предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.

Наряду с гражданами РФ такие же права в системе ОМС имеют находящиеся на территории России лица, не имеющие гражданства, и постоянно проживающие в России иностранные граждане.

Функции страховщиков в обязательном медицинском страховании выполняют страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В обязательном медицинском страховании граждан могут участвовать страховые медицинские организации с любой формой собственности, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Основная задача страховой медицинской организации — осуществление ОМС путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой гражданам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. СМО осуществляют контроль объема и качества медицинских услуг, а также обеспечивают защиту прав застрахованных, вплоть до предъявления в судебном порядке исков медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение материального или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

Финансовые средства системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на всех работающих и неработающих граждан. Размер страхового взноса на работающее население устанавливается федеральным законом как процентная ставка к начисленной оплате труда каждого работника в составе единого социального налога. В 2008 г. размер взноса на ОМС работающего населения составлял 3,1%, Размер страхового взноса на неработающих граждан ежегодно устанавливается органами государственной власти субъекта РФ при утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за счет средств, предусмотренных на эти пели в бюджете субъекта РФ. Эти взносы аккумулируются в Федеральном и территориальных фондах ОМС.

Финансирование страховых медицинских организаций осуществляют ТФОМС на основе дифференцированных подушевых нормативов и числа застрахованных граждан. Финансовые отношения между страховыми медицинскими организациями и ТФОМС регулируются договором о финансировании ОМС и территориальными правилами ОМС, которые утверждаются соответствующими органами государственной власти субъекта РФ.

Важную роль по защите интересов граждан при получении медицинской помощи выполняют эксперты страховых медицинских организаций, которые осуществляют контроль объема, сроков и качества оказания медицинской помощи (медицинских услуг) при возникновении страхового случая.

Федеральный и территориальные фонды ОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, реализующими государственную политику в области ОМС. Федеральный фонд ОМС создается высшим органом законодательной власти России и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Фонды ОМС это юридические лица, и их средства отделены от средств государственного бюджета. Фонды ОМС предназначены для накопления финансовых средств, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают организации здравоохранения любой формы собственности, получившие соответствующую лицензию в установленном порядке.

В условиях децентрализации управления государственными и муниципальными медицинскими учреждениями со стороны государственных органов управления здравоохранением механизм лицензирования позволяет решать вопросы оптимизации структуры медицинской помоши и повышения уровня технической оснащенности медицинских учреждений, приводя объемы и условия оказания медицинской помощи застрахованному населению в соответствии с программами ОМС.

Последние годы вошло в практику допускать организации здравоохранения частных форм собственности к участию в реализации территориальных программ ОМС на конкурсной основе. Это способствует созданию конкурентной среды и является фактором повышения качества и снижения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным.

Медицинские учреждения финансируются страховыми медицинскими организациями на основании предъявляемых счетов. Оплата счетов осуществляется по тарифам в соответствии с объемом медицинской помощи, оказанной учреждением. Для амбулаторно-поликлинических учреждений такой единицей помощи является врачебное посещение, для стационарных — законченный случай госпитализации.

Анализ внедрения ОМС в отдельных субъектах РФ показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре модели организации ОМС в различных субъектах РФ.

Первая модель в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государствен ной политики в области ОМС. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует финансовые средства и по договорам со СМО осуществляет их перевод для финансирования деятельности организаций здравоохранения, СМО заключают договора непосредственно с медицинскими организациями и со страхователями.

Вторая модель представляет комбинированную систему ОМС. Это означает, что страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только СМО, но и филиалы ТФОМС.

Третья модель характеризуется отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций. Эти функции выполняют ТФОМС и их филиалы.

Четвертая модель характеризуется отсутствием в регионах системы ОМС как таковой. В этих субъектах РФ Закон РФ «Об обязательном медицинской страховании граждан в Российской Федерации» выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Этими средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранения, финансируя напрямую медицинские учреждения.

Анализ многолетнего опыта становления системы ОМС в Российской Федерации показал, что для обеспечения эффективного расходования финансовых средств и предоставления населению качественной медицинской помощи наиболее подходит первая модель организации обязательного медицинского страхования.

Таким образом, являясь составной частью государственного социального страхования, ОМС носит выраженный социальный характер. Его основные принципы — это:
. всеобщий и обязательный характер: все граждане Российской Федерации независимо от пола, возраста, состояния.здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС;

Государственный характер обязательного медицинского страхования: реализацию государственной финансовой политики в области охраны здоровья граждан обеспечивают Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные организации. Все средства ОМС находятся в государственной собственности;

Общественная солидарность и социальная справедливость: страховые взносы и платежи перечисляются за всех граждан, но расходование этих средств осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»); граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение бесплатной медицинской помощи (принцип «богатый платит за бедного»); несмотря на то, что расходы на оказание медицинской помощи гражданам в старшем возрасте больше, чем в молодом, страховые взносы и платежи перечисляются в одинаковом размере за всех граждан, независимо от возраста (принцип «молодой платит за старого»).

Главное направление дальнейшего совершенствования системы ОМС — создание условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи в рамках базовой и территориальных программ ОМС.

Для этого необходимо последовательное решение целого ряда задач:
. обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и обязательств государства по предоставлению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи застрахованным гражданам;
. разработать правовые механизмы ответственности исполнительной власти субъектов Российской Федерации за выполнение обязательств страхователя неработающего населения, проживающего на данной территории;
. разработать новые подходы к формированию базовой и территориальных программ ОМС в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Важнейшей задачей остается поиск механизмов увеличения объемов финансирования системы ОМС.

Дополнительным источником финансирования могут быть средства Пенсионного фонда РФ на финансирование расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам.

По мере развития реформы ОМС должны решаться задачи, связанные с расширением участия населения в системе ОМС. При этом увеличение доли финансового участия населения должно сопровождаться повышением качества и расширением перечня медицинских услуг. Обязательным условием цивилизованного развития системы ОМС должна стать выработка правовых и финансовых механизмов, позволяющих исключить неформальные платежи пациентов медицинским работникам.

Одной из форм участия граждан в медицинском страховании могут стать предоставление возможности добровольного отказа от участия в системе ОМС и решение вопроса оплаты медицинской помощи через систему добровольного медицинского страхования.

И наконец, главное направление реформы обязательного медицинского страхования — создание в перспективе единой системы медико-социального страхования, которая смогла бы обеспечить население необходимым комплексом социальных гарантий, включая оказание гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.

Обязательным условием этого должен быть переход на одноканальное финансирование системы здравоохранения.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон).

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В 2018 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 12 722,4 рубля, что на 1 081,4 рубля (9,3 %) больше, чем в 2017 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 19 544,1 рубля, что на 1 802,5 рубля (10,2 %) больше, чем в 2017 году, на 1 неработающего - 7 789,1 рубля, что на 532,3 рубля (7,3 %) больше, чем в 2017 году.

Доходы бюджетов ТФОМС в 2018 году сформированы в объеме 2067,6 млрд. рублей, что на 340,8 млрд. рублей или 19,7 % больше, чем в 2017 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1870,6 млрд. рублей (90,4%), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 95,4 млрд. рублей (4,6%).

В 2018 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9303 медицинских организаций, 36 страховые медицинские организации (СМО) и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур.

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в 2018 году поступило 1 784,0 млрд. рублей (что на 19,4% больше, чем в 2017 году) или 95,4 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела СМО поступило 18,1 млрд. рублей (1,0 %).

В общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования СМО в 2018 году 98,5 % (1 834,4 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств СМО в сфере обязательного медицинского страхования было направлено 20,3 млрд. рублей, или (1,1%).

В 2018 году в медицинские организации поступило 1 933,1 млрд. рублей, что на 19,3% больше по сравнению с 2017 годом. Расходование средств ОМС медицинскими организациями в 2018 году составило 1 908,4 млрд. рублей, что на 18,4% больше, чем в 2017 году. В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила – 70,7%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств – 10,0%, продуктов питания – 1,1%, мягкого инвентаря - 0,1%, иные расходы 18,1%.

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2017 года составила 146,4 млн. человек, в том числе 61,4 млн. работающих и 85,0 млн. неработающих граждан.