Из чего состоит кодификатор ЕГЭ по обществознанию

  • Дата: 12.12.2023

Планируете сдавать ЕГЭ по обществознанию в 2019 году – первым документом, с которым вам стоит ознакомиться должен стать кодификатор элементов содержания и требований, разработанный ФИПИ.

Данный документ, определяющий структуру КИМов, разработан на основе государственных образовательных стандартов, установленных приказом Минобразования РФ № 1089 (от 05.03.2004) для учебных заведений с базовым и профильным изучением предмета.

В 2019 году предложенный ФИПИ кодификатор для ЕГЭ по обществознанию состоит из двух разделов:

  1. Перечень основных элементов содержания.
  2. Требования к уровню подготовки выпускников.

Раздел 1

Так, в первом разделе в виде таблицы представлены все темы, вынесенные на экзамен в 2018-2019 учебном году по таким блокам:

  1. Человек и общество (18 тем).
  2. Экономика (16 тем).
  3. Социальные отношения (13 тем).
  4. Политика (15 тем).
  5. Право (20 тем).

Важно! В список вошли не только темы базового уровня. В билетах встречаются вопросы из профильного курса, что потребует от учащихся общеобразовательных школ дополнительной подготовки по предмету.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
  2. Мировоззрение, его виды и формы.
  3. Виды знаний.
  4. Понятие истины, её критерии.
  5. Мышление и деятельность.
  6. Потребности и интересы.
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
  9. Основные институты общества.
  10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
  11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
  12. Образование, его значение для личности и общества.
  13. Религия.
  14. Искусство.
  15. Мораль.
  16. Понятие общественного прогресса.
  17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
  18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука.
  2. Факторы производства и факторные доходы.
  3. Экономические системы.
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
  5. Постоянные и переменные затраты.
  6. Финансовые институты. Банковская система.
  7. Основные источники финансирования бизнеса.
  8. Ценные бумаги.
  9. Рынок труда. Безработица.
  10. Виды, причины и последствия инфляции.
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
  12. Роль государства в экономике.
  13. Налоги.
  14. Государственный бюджет.
  15. Мировая экономика.
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность.
  2. Социальные группы.
  3. Молодёжь как социальная группа.
  4. Этнические общности.
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
  7. Социальный конфликт.
  8. Виды социальных норм.
  9. Социальный контроль.
  10. Семья и брак.
  11. Отклоняющееся поведение и его типы.
  12. Социальная роль.
  13. Социализация индивида.

4. Политика

  1. Понятие власти.
  2. Государство, его функции.
  3. Политическая система.
  4. Типология политических режимов.
  5. Демократия, её основные ценности и признаки.
  6. Гражданское общество и государство.
  7. Политическая элита.
  8. Политические партии и движения.
  9. Средства массовой информации в политической системе.
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации.
  11. Политический процесс.
  12. Политическое участие.
  13. Политическое лидерство.
  14. Органы государственной власти Российской Федерации.
  15. Федеративное устройство Российской Федерации.

5. Право

  1. Право в системе социальных норм.
  2. Система российского права. Законотворческий процесс.
  3. Понятие и виды юридической ответственности.
  4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах.
  6. Субъекты гражданского права.
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
  8. Имущественные и неимущественные права.
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
  11. Особенности административной юрисдикции.
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
  14. Споры, порядок их рассмотрения.
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
  16. Особенности уголовного процесса.
  17. Гражданство Российской Федерации.
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
  19. Права и обязанности налогоплательщика.
  20. Правоохранительные органы. Судебная система.

Раздел 2

Второй раздел содержит требования к уровню подготовки выпускника 11-го класса. Все пункты данного раздела соответствуют требованиям Государственного стандарта РФ, и следовательно, едины для образовательных учреждений всех регионов.

Кодификатор 2019 года четко устанавливает, какие теоретические знания, а также практические навыки и умения будут проверяться на ЕГЭ по обществознанию.

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Где скачать кодификатор?

Найти актуальный кодификатор, разработанный специально для ЕГЭ по обществознанию, которое пройдет в грядущем 2019 году, можно на сайте ФИПИ. Там же можно найти спецификации к экзамену и демоверсии 2018 и 2019 года.

Также изучить содержание документа вы сможете на страницах нашего сайта. Предлагаем скачать кодификатор и использовать его в режиме офлайн на этапе подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года.

*Файл в формате pdf можно открыть с помощью специальных программ, или же любым браузером, установленным на вашем компьютере. Для этого достаточно кликнуть по скачанному файлу правой кнопкой мыши, выбрать в контекстном меню вариант «открыть с помощью» и указать в качестве программы по умолчанию удобный для вас браузер.

Другие документы ЕГЭ по обществознанию

Также в подготовке к Единому Государственному Экзамену вам поможет спецификация КИМ для экзамена 2019 года. В этом документе содержатся:

  • все основные требования к проведению ЕГЭ;
  • структура экзаменационного билета;
  • количественное разделение заданий по блокам и уровням сложности;
  • принципы оценивания экзаменационных работ;
  • информация о минимальных проходных баллах;
  • основные изменения 2019 года;
  • обобщенный план билета ЕГЭ;
  • перечень нормативно-правовых актов.

Также при подготовке полезными будут различные издания, в которых структурирована и удобно подана основная информация по предметам. Больше советов по подготовке вы найдете в соответствующей статье «

Оцените статью

Насколько полезна была эта статья?

Максимова М.В. УТСОШ. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию-2018 .

Таблица сравнения кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Кодификатор ОГЭ 2018

Кодификатор ЕГЭ 2018

1.Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек

как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.3 Виды знаний

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и подСистемы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.13 Религия

1.14 Искусство

1.15 Мораль

1 .16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

2.Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

3. Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

2.Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5 Постоянные и переменные затраты

2.6 Финансовые институты. Банковская система

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги

2.9 Рынок труда. Безработица

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12 Роль государства в экономике

2.13 Налоги

2.14 Государственный бюджет

2.15 Мировая экономика

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

4.Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

3. Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность

3.2 Социальные группы

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные

конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.7 Социальный конфликт

3.8 Виды социальных норм

3 .9 Социальный контроль

3.10 Семья и брак

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида

5.Сфера политики и социального

управления

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной

жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

4. Политика

4.1 Понятие власти

4.2 Государство, его функции

4.3 Политическая система

4.4 Типология политических режимов

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство

4.7 Политическая элита

4.8 Политические партии и движения

4.9 Средства массовой информации в политической системе

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерции

4.11 Политический процесс

4.12 Политическое участие

4.13 Политическое лидерство

414 Органы государственной власти Российской Федерации

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

6. Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и

наказания

6 .17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная

5. Право

5.1 Право в системе социальных норм

5.2 Система российского права. Законотворческий процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах

5.6 Субъекты гражданского права.

5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

5.8 Имущественные и неимущественные права

5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора

5.10 Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения брака

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения

5.15 Основные правила и принципы гражданского

процесса

5.16 Особенности уголовного процесса

5.17 Гражданство Российской Федерации

5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан-

ская служба

5.19 Права и обязанности налогоплательщика

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

В обществе постоянно идут дискуссии по поводу ЕГЭ. Некоторые убеждены в том, что нужна отмена ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменации учащихся. Однако существует и другая точка зрения: ЕГЭ позволяет проверить уровень знаний учащихся и дать дорогу выпускникам из провинции поступить в престижные столичные вузы. На сегодняшний день есть два обязательных экзамена – это русский язык и математика. Далее выпускник выбирает из школьной программы те предметы, результаты по которым нужно предъявить в выбранном вузе. ЕГЭ по обществознанию 2019 интересен тем, что он интегрированный и позволяет выпускникам почувствовать себя немного юристом, социологом, экономистом, политологом или правоведом.

Важные документы

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию должна основываться на нескольких документах, найти которые можно на сайте ФИПИ:

№ п/п Название документа
1 Спецификатор
2 Кодификатор
3 Демонстративный вариант

На сайте ФИПИ также можно найти информацию о дате проведения экзамена и порешать варианты КИМов.

Что можно узнать из Спецификации?

Из этого документа можно узнать, что этот экзамен состоит из 29-ти заданий. 20 из них — в 1 части, 9 — во второй.

В первой части 20 заданий имеют максимальный первичный балл – 35. А задания второй части -29.

Кодификатор

В Кодификаторе есть краткий перечень нормативно-правовых актов, с которыми необходимо познакомиться:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс (отдельные главы).
  3. Семейный кодекс (отдельные главы).
  4. Трудовой кодекс (отдельные главы).
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Федеральный закон о гражданстве.
  7. Закон о воинской службе и другие.

Знание этих документов необходимо для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию и получить высокие результаты.

Демонстративный вариант

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию нужна для того, чтобы ознакомиться с примерными видами заданий, которые будут в контрольно-измерительных материалах непосредственно на экзамене.

Следует большое внимание здесь обратить на систему оценивания экзаменационных работ. Это нужно, чтобы выпускник чётко понимал, как точно нужно выполнять задания 2-й части, где присутствует развёрнутый ответ.

Если одиннадцатиклассник в задании видит два знака вопроса, значит необходимо дать два ответа.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

О 5-ти лайфхаках по обществознанию, которые помогут сдать ЕГЭ, можно посмотреть здесь:

Кодификатор по обществознанию включает:

  • Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Основные блоки тем:
    1. «Человек и общество»
    2. «Экономика»
    3. «Социальные отношения»
    4. «Политика»
    5. «Право»
  • Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию.

Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
  2. Мировоззрение, его виды и формы.
  3. Виды знаний.
  4. Понятие истины, её критерии.
  5. Мышление и деятельность.
  6. Потребности и интересы.
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
  9. Основные институты общества.
  10. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
  11. Образование, его значение для личности и общества.
  12. Религия.
  13. Искусство.
  14. Мораль.
  15. Понятие общественного прогресса.
  16. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
  17. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука.
  2. Факторы производства и факторные доходы.
  3. Экономические системы.
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
  5. Постоянные и переменные затраты.
  6. Финансовые институты. Банковская система.
  7. Основные источники финансирования бизнеса.
  8. Ценные бумаги.
  9. Рынок труда. Безработица.
  10. Виды, причины и последствия инфляции.
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
  12. Роль государства в экономике.
  13. Налоги.
  14. Государственный бюджет.
  15. Мировая экономика.
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность.
  2. Социальные группы.
  3. Молодёжь как социальная группа.
  4. Этнические общности.
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
  7. Социальный конфликт.
  8. Виды социальных норм.
  9. Социальный контроль.
  10. Семья и брак.
  11. Отклоняющееся поведение и его типы.
  12. Социальная роль.
  13. Социализация индивида.

4. Политика

  1. Понятие власти.
  2. Государство, его функции.
  3. Политическая система.
  4. Типология политических режимов.
  5. Демократия, её основные ценности и признаки.
  6. Гражданское общество и государство.
  7. Политическая элита.
  8. Политические партии и движения.
  9. Средства массовой информации в политической системе.
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации.
  11. Политический процесс.
  12. Политическое участие.
  13. Политическое лидерство.
  14. Органы государственной власти Российской Федерации.
  15. Федеративное устройство Российской Федерации.

5. Право

  1. Право в системе социальных норм.
  2. Система российского права. Законотворческий процесс.
  3. Понятие и виды юридической ответственности.
  4. . Основы конституционного строя Российской Федерации.
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах.
  6. Субъекты гражданского права.
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
  8. Имущественные и неимущественные права.
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
  11. Особенности административной юрисдикции.
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
  14. Споры, порядок их рассмотрения.
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
  16. Особенности уголовного процесса.
  17. Гражданство Российской Федерации.
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
  19. Права и обязанности налогоплательщика.
  20. Правоохранительные органы. Судебная система.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Как показывает опыт многолетней подготовки к ЕГЭ по обществознанию, одной из основных ошибок абитуриента является метание при подготовке из стороны в сторону: изучение тем из разных блоков кодификатора, чтение тем в беспорядочном порядке, решение всех тестов и вариантов подряд, какие удается добыть. А на самом деле все просто! Опирайтесь на два основных документа, разработанных ФИПИ для подготовки к экзамену: кодификатор и

Почему необходимо следовать кодификатору ЕГЭ по обществознанию?

«В основе добрых дел лежит добрый порядок».

Э. Бьерк, британский политический деятель, родоначальник консерватизма.

Кодификатор – это Ваш порядок при подготовке доброго дела – успешной сдаче Кодификатор – это перечисление тех экзаменационных блоков и конкретных тем, которые Вам предстоит проработать. Также – это фиксация тех знаний и умений, которые проверяются на экзамене. Вы составляете график проработки тем? Делайте это прямо на кодификаторе, это удобно!

Вы выбираете пособие для подготовки? В приоритете то, которое предлагает разбор тем максимально близко к кодификатору!

Из чего состоит кодификатор ЕГЭ по обществознанию?

Кодификатор ЕГЭ, как и всегда, состоит из 5 больших разделов:

  • «Человек и общество»
  • «Экономика»
  • «Социальные отношения»
  • «Политика»
  • «Право»

И изучать их нужно последовательно. Как, например, Вы сможете понять сложные темы кодификатора в блоке «Экономика» 2.2 «Факторы производства и факторные доходы», если Вы не усвоили системное строение общества и не проработали тему ?

Темы первого блока – ключевые, вводные, поэтому не зря, они начинают кодификатор ЕГЭ. Без их усвоения Вы не сможете успешно проработать остальной курс.

Используйте блоки кодификатора ЕГЭ для повторения материала.

Завершают блоки кодификатора большие темы «Политика» и «Право». Государство регулирует или прямо контролирует практически все виды социальных отношений (за исключением, пожалуй, духовных). Поэтому, эти темы самые сложные, носят обобщающий характер. Они содержат не только массу собственной специфической терминологии, но увязывают воедино целостность общества. Например, правовые нормы регулируют трудовые отношения. Поэтому тема 5.9 «Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора» связана с темой блока «Экономика» «Рынок труда. Безработица». Тема 3.14 «Семья и брак» не будет понята без темы 5.10 «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака». может быть дополнена темами «Субъекты гражданского права» и 5.7 «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности». То есть, можно построить свою подготовку на последовательном изучении сквозных больших тем кодификатора.

Наш совет – блок «Право» изучается последним, используется для повторения пройденного материала, терминов.

Знать и понимать, что от Вас хотят увидеть в работе ЕГЭ!

Раздел 2. кодификатора ЕГЭ по обществознанию содержит перечисление тех знаний и умений, которые проверяются в формате ЕГЭ. И содержательный Раздел 1. и этот Раздел 2. не меняются, например, по сравнению с ЕГЭ 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, так как привязаны к содержанию Федерального компонента государственного стандарта по предмету 2004 года. Например, в Разделе 2. пункт Уметь 2.1: «Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы». Это требование напрямую применяется нами при подготовке развернутого плана в Здесь мы именно системно определяем место института, отношения в социальной системе, выявляем его функции, анализируем связанные с ним социальные проблемы. Согласитесь, очень важно понимать, что от нас требуется в задании, и в этом кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2018 нам очень поможет. Особенно при выборе стратегии работы с заданиями

Таким образом, можно сделать следующие выводы о работе с кодификатором ЕГЭ по обществознанию:

  1. Используйте кодификатор как план подготовки к ЕГЭ.
  2. Ориентируйтесь на формулировки кодификатора, они отражаются и в тестовых, и в творческих заданиях.
  3. При решении сложных заданий части 2 старайтесь понять, какое знание/умение в содержании кодификатора Вас проверяют.
  4. Прорабатывайте одну тему кодификатора за другой.
  5. При необходимости объединяйте несколько тем кодификатора в блок, если темы взаимосвязаны.
  6. Важные темы «Политика» и, особенно, «Право», прорабатывайте в последнюю очередь.
  7. При необходимости возвращайтесь к плохо усвоенной теме кодификатора.

Мы готовы помочь Вам при проработке тем кодификатора 2016!

И подписчики нашего сайта успешно пользуются этим!

Нами разработан полный видео-курс с проработкой ВСЕХ тем кодификатора ЕГЭ

Советы по работе с кодификатором и ответы на вопросы – в комментариях, а также в нашей группе