Повышение уровня жизни. Повышение уровня жизни населения Региональные условия повышения уровня жизни населения

  • Дата: 26.05.2022

Повышение уровня и качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики.

Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества, прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала».

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.

В условиях рыночной экономики велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.

Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного научно-технического потенциала. Среди них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов затрат на НИОКР. Действенным также видится сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, субсидирование затрат научно-технических организаций на пользование информационными сетями и базами данных.

Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Особое значение следует придавать ипотеке и ее доступности.

Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров.

Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования в России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Необходимо создать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам.

Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды.

Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами).

Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение субботников, оформление клумб, посадка деревьев.

Общество, в котором воспроизводство и наращивание качества жизни каждого гражданина станет первостепенной государственной задачей, станет лидером цивилизации мирового качества жизни.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-экономический институт

Кафедра экономической теории

Допустить к защите ГАК:

Директор, профессор

В.В. Сизов

2006 г.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

Научный руководитель____________________Л.В. Наумова

студентка группы Э-42 ___________________О.С Семеникова

(подпись)

Введение

Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения

1.1 Уровень и качество жизни населения. Индикаторы и их сущность

1.1.1 Индикаторы уровня жизни

1.1.2 Индикаторы качества жизни

1.2 Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран

Глава 2. Уровень и качество жизни населения России. Государственное регулирование социально-экономической политики в России

2.1 Проблема бедности населения России

2.2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни

населения России

2.2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности

2.2.2 Денежные доходы

2.2.3 Заработная плата

2.2.4 Безработица

2.2.5. Пенсионное обеспечение

2.2.6 Медицинское обеспечение

2.2.7 Обеспеченность жильем

2.2.8 Система образования

2.3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России

Глава 3. Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения России

3.1 Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения

3.2 Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семья ми, свободными гражданами.

Однако не исключено, что при неразумной государственной политике грядущим поколениям России достанется дряхлеющее в борьбе с центробежными тенденциями и переворотами государство, расколотое и разлагающееся под бременем бедности и нищеты общество, больное и полуграмотное по стандартам ХХI века население, распадающаяся семья, зависимая экономика и несвободный гражданин.

Как бы ни был нежелателен пессимистический вариант, возможность и того и другого пути развития заложена в нашем прошлом и настоящем, в реальной ситуации, сложившейся в стране, в начале ХХI века.

Сегодня Россия выздоравливает от стрессов и кризисов, произошедших в 90-е годы, однако, проблемы все-таки существуют. По оценкам специалистов 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса. Смертность почти вдвое превышает рождаемость. Происходит резкое старение населения. Количество неработающих приближается к количеству работников. Продолжительность жизни мужчин самая низкая в Европе. Крайне неудовлетворительные показатели имеет и такой важнейший показатель уровня жизни как доходы населения. Сегодняшняя социальная политика России способна привести страну к политической катастрофе.

В условиях, когда терпение населения России находится практически на грани социального взрыва, крайне важным моментом является планомерное проведение продуманной государственной социальной и экономической политики, направленной на улучшение уровня и качества жизни населения России.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, и, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.

Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы имеет высокую актуальность для современной России и органов государственной власти.

Целью дипломной работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России. В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи, раскрывающие цель исследования:

Даны основные понятия уровня и качества жизни населения;

Проведен анализ уровня и качества жизни населения России и развитых зарубежных стран;

Сформулированы основные проблемы бедности населения России;

Изучена система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России;

Сформулированы основные проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных специалистов по теме, законодательные нормативные материалы, материалы периодической печати, информация и статистические издания Комитета Государственной статистики РФ.

Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения

1.1 Уровень и качество жизни населения, индикаторы и их сущность

История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с XVIII. Этой проблемой занимались такие известные ученые, экономисты и философы как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и современные исследователи XX века Ф. Хайек, П. Таунсенд и др. .

В работах А. Смита выявлена относительная природа бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрыва между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. В XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем уровня и качества жизни внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования разного уровня жизни людей в обществе.

Первые исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. . По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины а также специально исследовались бюджеты безработных. В 1918 г. был составлен первый минимальный бюджет. В 1927 были обследованы бюджеты городских рабочих и служащих, в 1929 г., бюджеты колхозников, но последние были в значительной мере фальсифицированы. В дальнейшем данные обследования были запрещены, т.к. результаты резко отличались от тех описаний уровня жизни, которые давались официально. Самый "неприличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности, который продолжал употребляться до 1990 года .

Рассмотрев историю изучения проблемы уровня и качества жизни населения, перейдем к выяснению понятия и сущности этих определений.

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы :

Политические факторы;

Экономические факторы;

Социальные факторы;

Научно-технический прогресс.

Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др .

К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессиональный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы .

Введение

1.Понятие и проблематика уровня и качества жизни

2.Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки

3. Социологические проблемы повышения уровня и качества жизни в Белгородской области

Заключение

Библиографический список литературы


Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал – совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность жизнедеятельности социума.

Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан – первоочередная задача любого государства, кардинальный вопрос соотношения власти и общества.

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется устойчивым переходом наиболее развитых стран на принципиально новую стадию своего развития – постиндустриальное общество. Этот переход часто ассоциируется с вступлением человечества в новую эру – «эру качества». Качество становится основным показателем и критерием жизнедеятельности.

Актуально это и для современной России, имеющей все предпосылки для выхода на принципиально новый виток своего развития. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.

Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощённой в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса – повышение качества жизни населения.

Для выполнения этой задачи и направлены проводимые в стране с 1 января 2006 г. приоритетные национальные проекты в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства.


Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом. Такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

К количественными показателям уровня жизни относятся: уровень заработной платы, средний доход на душу населения, средние нормы потребления на душу населения, занятость населения и т.д. В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, важны не только объективные показатели, охватываемые термином «уровень жизни», но и их оценка, выявление их значимости для индивида, зависящая от его культурного уровня, вовлеченности в те или иные традиции, физиологического своеобразия.

В структуру образа жизни входят не только сами условия проживания человека - экономические, политические, хозяйственные и бытовые, а и их отражение в сознании людей, оценка этих условий индивидами. Социолога интересуют не условия сами по себе, а условия как регулятивы поведения людей. Поэтому, например, один из важных показателей уровня жизни - не только количество объектов культуры и быта, а и количество людей, удовлетворенных количеством и качеством этих объектов.

Качество жизни , как комплексная оценка жизнедеятельности людей, представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества .

Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Оно определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Параметры качества жизни могут служить не только целью социального развития, но и его условием. Никакие действия государства не должны вести к ухудшению качества жизни сверх пороговых значений.

Расчёты показали, что качество жизни зависит на 40% от экономических факторов и на 60% от духовных, прежде всего нравственной атмосферы в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но становятся не целью, а средством.

В такой ситуации государственная политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и духовные, развивая в обществе стремление к справедливости, взаимопомощи, свободе, социальной поддержке.

В последние годы понятие «качество жизни» заняло прочное положение в научном обороте, наряду с понятиями уровня и образа жизни. Интерес к проблематике качества жизни наблюдается прежде всего в наиболее благополучных городах и регионах, руководство которых озабочено уже не столько проблемами социальной защиты и поддержки малоимущих домохозяйств и слоев населения, сколько проблемами устойчивого социального развития, т.е. такого развития, при котором каждое последующее поколение людей находится в не худших условиях жизни, чем предыдущее.

Растущий интерес исследователей и практиков к качеству жизни вызван четко выраженной зависимостью всего социального развития от степени удовлетворенности населения условиями жизни. Тесная взаимосвязь между социальным развитием, с одной стороны, и уровнем и качеством жизни, с другой стороны, заключается в том, что само социальное развитие выступает в виде изменения уровня и качества жизни людей и социальных общностей относительно их прежнего состояния, а также в виде изменения уровня и качества жизни этих общностей относительно друг друга.

В условиях стабилизации экономической и политической обстановки в стране, ее внешней и внутренней политики вопросы повышения качества жизни населения приобретают стратегическую значимость и актуальность. Это подтверждается в частности тем, что понятие «качество жизни» стали употреблять и руководители самого высокого ранга. Основной чертой нового века, - подчеркивал В.В. Путин в своем послании к российским избирателям, - станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Повышение качества жизни населения имеет особенно важное значение на местном (муниципальном) уровне.

Во-первых, большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне.

Во-вторых, качество жизни населения становится постепенно главным критерием оценки эффективности местного самоуправления.

Однако пока еще нет общепринятой концепции повышения качества жизни населения страны, ее регионов, муниципальных образований. Отсутствует единый подход к содержанию самого понятия «качества жизни», нет общей методологии и методики его измерения.

Результаты социологических исследований качества жизни населения регионов дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры.

Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона.

Качество жизни населения России во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти муниципального управления, направленного на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства.

Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса.

27 декабря 2002 года собранием инициативной группы было принято решение о формировании рабочей группы по подготовке и реализации комплексной программы «Повышение качества жизни населения через социальное партнёрства», в которую вошли представители Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряд научных, общественных и коммерческих организаций.

Цель этой программы – создание действенного механизма постоянного партнёрства представителей научного сообщества, органов власти, деловых кругов и общественности для практического решения задачи стабильного повышения качества жизни граждан России.

В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по повышению уровня жизни населения должна включать следующие направления: 1. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. В настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, необходимо продолжить повышение пенсий. 2. Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. 3. Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области просто необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. 4. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране, а именно, повысить рождаемость, уменьшить смертность населения и увеличить продолжительность жизни людей. 5. Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами. Повышение уровня и качества жизни населения может быть достигнуто при взаимодействии государства и населения, при своевременном решении важных проблем, при осознании государством необходимости помощи людям, действительно желающим улучшить свое положение, но не в состоянии сделать это без поддержки. Если люди будут стремиться к лучшей жизни, а государство, в свою очередь, способствовать этим улучшениям, возможно, в ближайшие годы уровень жизни населения России возрастет.